Поиск по этому блогу

среда, 23 декабря 2015 г.

Экскурсия в усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских.

Мне нравится количество и разнообразие бесплатных экскурсий, которые в настоящее время можно найти в одном из самых дорогих городов мира - Москве. Да, кому-то это может показаться невероятным, но на практике оказывается, что интересно и познавательно провести время в Москве можно совершенно бесплатно. Конечно, такая благотворительность во многих случаях является рекламным ходом, но с другой стороны: а почему нет? За просмотр денег не берут: не понравится - уйдем, а понравится - тогда и оплатить не жалко.

Сегодня будем осматривать недавно открывшуюся после реставрации старинную усадьбу Глебовых-Стрешневых-Шаховских, находящуюся в центре столицы в двух шагах от Арбата на Большой Никитской, 19.


В наши дни в этом здании обосновался Московский музыкальный театр Геликон-опера, так что осмотр старинной усадьбы естественным образом перемешивается со знакомством с современным театром и его репертуаром. Желающие могут здесь же приобрести билеты. Бесплатная экскурсия организована проектом «Выход в город».

Вход в театр Геликон-опера скрывается за дверью под козырьком, которая так скромно расположилась слева от арки с кованными воротами, что в первый раз я даже прошла мимо. Пришлось возвращаться. Определить, что дверь выбрана верно и вы стоите на пороге того самого театра, можно по вывескам на стене здания. Правда прочитать написанное на вывесках можно, если подойти совсем близко.

Впечатления начинаются буквально с первых шагов. Чтобы сдать в гардероб верхнюю одежду, собравшимся предлагают пройти вниз по лестнице, украшенной разноцветными огнями. Каждый шаг вниз создаёт ощущение, словно переходишь в зазеркалье или становясь персонажем какой-то удивительной сказки.

В конце лестницы расположен фонтан, освещение которого постоянно меняет свой цвет, отчего ощущение погружения в сказку только усиливается.
Внизу у самого входа в фойе зрительского гардероба посетителей театра встречает портрет самой княгини Шаховской в черном платье с веером - главной наследницы огромного состояния Глебовых-Стрешневых. По Высочайшему повелению ей и ее мужу Михаилу Валентиновичу Шаховскому было «дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми». В 1885 году княгиня приобрела земельное владение на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка с целью устроения театра.

Из гардероба поднимаемся наверх, где в фойе нужно подождать отстающих. Желающие пьют кофе в местном буфете и делают первые фото. Ну вот, наконец-то, можно начинать!

Театр начинается с вешалки, а осмотр усадьбы с внутреннего дворика, спрятавшегося за той самой аркой с воротами, что соседствует с дверью под козырьком. За стеклянными дверями видна Большая Никитская с её тротуарами, фонарями, пешеходами и вечно куда-то спешащими современными автомобилями. А мы не спешим, мы смотрим и слушаем. Экскурсия началась!

Каждая деталь внутреннего дворика привлекает внимание: прозрачный пол, в котором сохранены куски старинной лепнины, расписной автомобиль, стильные скамейки и картины на стенах - всё имеет отношение к истории усадьбы и истории театра.
Внутренний дворик получился очень уютным. Здесь хочется побыть подольше, чтобы внимательно рассмотреть детали, а может даже присесть на стульчик у небольшого аккуратного столика, немного поразмышлять и выпить чашечку ароматного кофе.

Но повествование экскурсовода и любопытство собравшихся зовет дальше. Поднимаясь вверх по лестнице с красной ковровой дорожкой мы переходим в историческое фойе. Здесь на стенах расположилась выставка картин Ольги Татаринцевой «Ограничение звука» . Эта Эта выставка открывает цикл экспозиций, сделанных специально для фойе С.И.Зимина.

Из фойе мы переходим в Зал «Покровский», где рассаживаемся на стулья вокруг ярких оранжевых столиков. Ну вот, можно ощутить себя настоящими зрителями. Повествование об усадьбе завершено, но экскурсия продолжается и мы слушаем уже об истории современного театра Геликон-опера.

Зал «Покровский» в котором мы находимся, - это так называемое «оперное кафе», хорошо известное многим присутствующим. Некоторые уже успели здесь побывать и с удовольствием делятся восторженными отзывами. Я, к сожалению, не большой знаток оперного искусства, но рассказ слушаю увлеченно.

Меня всегда интересовало как причудливо иногда складываются человеческие судьбы и какие интересные проекты рождаются из скромных на первый взгляд идей, какие замечательные вещи получаются у тех, кто занят в жизни любимым делом.

Из зала «Покровский» покровский мы переходим в зал «Тихонов», а из него в зал «Образцова», в котором нас встречает портрет самой «хозяйки» зала, а также некоторые вещи, связанные с её именем: рояль, мебель, часы с маятником, афиша театра «La Scala» и любимая картина.

В обычные дни посетителей сюда не пускают, так как никаких концертов здесь не проводится. Так что у нас, можно сказать, уникальная и редкая возможность осмотреть почти все помещения театра Геликон-опера.

Переходя из зала в зал и слушая рассказ экскурсовода я невольно заинтересовалась оперным искусством и всем, что связано с жизнью такого театра. Захотелось вернуться в уютный зал «Покровский», снова присесть за яркий оранжевый столик и послушать ту самую нестандартную оперу на 4 голоса, с которой началась история Геликон-оперы.

Но это будет в другой раз, а сейчас у нас впереди ещё самое главное помещение - роскошный зал «Стравинский» на 500 мест. Этот зал возник на месте бывшего внутреннего двора усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских а красное крыльцо внутреннего двора усадьбы преобразилось в ложу для почетных гостей.

По акустике, комфорту и техническому оснащению зал «Стравинский» не уступает ведущим оперным театрам мира. Здесь продумано всё вплоть до сортов дерева из которого сделана мебель. Главная сцена оборудована по последнему слову техники: двадцать шесть подвижных платформ, перемещающийся в двух плоскостях круг, уникальные «танцующие» штанкеты, новейшее световое оборудование.

Здесь, в главном зале театра наша экскурсия завершается, однако люди не торопятся расходиться: задают вопросы или просто сидят в удобных креслах, представляя как же, наверное, замечательно оказаться здесь среди зрителей и послушать настоящую оперу.

Прошло всего около часа, а столько впечатлений и информации! Честно говоря, я даже не ожидала, что получу такое удовольствие от мероприятия, на которое записывалась с сомнением. На обратном пути ещё раз остановилась у расписной машины во внутреннем дворике первого этажа и, воспользовавшись отсутствием других экскурсантов, сфотографировала тот самый яркий автомобильчик. Очень уж он мне понравился!

Сделав изрядное количество фото, я снова спускаюсь в зрительский гардероб за одеждой, снова удивляюсь этому странному ощущению погружения в сказку, на выходе листаю буклет с репертуаром театра и выскальзываю на Большую Никитскую. Хочется закончить фразой из старого детского мультфильма: «Надо же, какая интересная прогулка получилась!»

Я специально не стала расписывать подробно всё, что было рассказано на экскурсии - желающие сами могут почитать об этом на сайте театра. Мне просто захотелось привести пример того, как можно интересно и абсолютно бесплатно провести час в одном из известнейших, достаточно дорогих и очень популярных мест столицы. Так что, в следующий раз, когда задумаетесь над вопросом «Куда пойти в Москве?», вспомните про бесплатные экскурсии. Записывайтесь на первую попавшуюся даже, если сомневаетесь в её интересности. Скорее всего, этот час жизни будет прожит интересно.



Комментариев нет:

Отправить комментарий